- СОЦИОЛОГИЯ РЕЛИГИИ
- (sociology of religion) — раздел социологии, имеющий дело с религиозными явлениями (см. также Религия). Исторически данная область занимала центральное место в работах большинства ведущих классических социологов, особенно Вебера и Дюркгейма. Идеи этих двух теоретиков все еще составляют ядро дисциплины. Дюркгейм изучал роль религии с точки зрения функционального универсального средства интеграции общества, заложив основу функционалистской теории религии, а Вебер — различные формы веры и религиозных организаций, а также их значение для развития рациональности и последовательных изменений (см. Протестантская этика; Аскетизм; Конфуцианство; Иудаизм; Церковно-сектантская типология; Теодицея; Пророчество). До них религия рассматривалась как "заблуждение" (Конт или Маркс — последнему принадлежит фраза "религия — опиум для народа") или изучалось ее происхождение и стадии эволюционного развития (см. Тайлор; Спенсер). Сравнительно недавно социология религии сконцентрировала внимание на процессе секуляризации, происходящем в западных обществах. Много работ посвящено и религиозным организациям (например, Б. Уилсон, 1967), особенно "крайним" формам, культам, сектам (например, сциентология или лунатики). В социальной антропологии, исторической социологии и в изучении современных не европейских обществ сравнительное изучение религии как одного из главных социальных институтов продолжает занимать видное место в социологическом анализе. См. также Гражданская религия; Индуизм; Ислам; Буддизм; Каста.
Большой толковый социологический словарь.— М.: АСТ, Вече. Дэвид Джери, Джулия Джери. 1999.